История школы

Летопись школы

1935 год

Нетронутые земли Приишимья,
Ковыльной степью простиралась вдаль.
Лишь хуторами люди поселились,
О школе здесь и вовсе не мечтали
Учиться ездили в другие села
И было это не легко
Ведь первоклассники уже не дома
От мамы с папой далеко.

В августе 1935 года из отдельных хуторов был создан Приишимский овцеводческий совхоз с тремя фермами и центральной усадьбой. Муромка — №1, Минеевка — №2, Астаган — №3, Повозочное — центральбная усадьба. Первым директором совхоза был всеми уважаемый Иван Емельянович Зенченко.

Этой же осенью начала работать начальная школа на центральной усадьбе. Учила и заведовала школой Анна Степановна Спирова.

1938 г

И, наконец, к осени 1938 года построили саманное здание с тремя класными комнатами, коридором и учительской. Школа стала семилетней. Её первым директором был уважаемый, отличающийся интеллигентностью Виталий Иванович Онищенко. В школе работали такие замечательные люди как:
в начальных классах - Кикот Анатстасия Максимовна, Корякина Аграфена Кириловна, Норкина Анна Андреевна, Струков Николай Данилович.
в среднем звене — Ондоралова Прасковья Савельевна, Лаптев Никита Иванович, Литвиненко Никита Портфентьевич, Онищенко Михаил Иванович, Куценко Павел Андреевич, Гусев Петр Павлович.
                  Таких людей забыть нельзя
                  Всегда с учениками вместе.
                  То были верные друзья
                  С ними было легко и интересно.
Под руководством Петра Павловича гусева в 1939 году силами комсомольцев и молодежи на Ишиме был построен пионерский лагерь. Конечно, лагерь не был таким, каков он сейчас. Это было помещение, сплетенное из тола, помазанное глиной и побеленное известью. Не было ни кухни, ни столовой, не говоря уже о пионерской комнате. Тётя Глаша готовила обеды на плите, сложенной из кирпича, на свежем воздухе. Здесь же стояли столы, за которыми дети кушали. И как же все это было вкусно! Нравились детям и чаепития после тихого часа, и танцы, песни вечером вокруг костра. Это неповторимо и не забываемо. А какова природа!
          Зеленой скатертью - вокруг трава
          Кусты черемухи, боярки и жасмина.
          Смородина в глуши видна
          И кисти хмеля наклонились.
          А на полянках столь клубники
          Что негде стать ногой
          Мы наполняем ведра мигом
          И с песнями бежим гурьбой.
          Уж как любили мы купаться,
          На солнце загорать!
          Нам удавалось и рыбачить
          На ужин окунька поймать.
          Всегда испытывали гордость,
          И каждый с нетерпеньем ждал
          Когда под звуки заливного горна
          Утрами поднимали красный флаг. 

1941 год

Во время войны все учителя, как и остальные мужчины, ушли на фронт добровольцами на защиту Родины. Ушли и наши учительницы-девушки Мария Петровна Мельникова и Прасковья Савельевна Одноралова.
Некоторое время директором был Федор Федорович Шерстобитов, затем был мобилизован в армию. 
Все военные годы руководила школой Софья Даниловна Гробарь. Она отличалась своей настойчивостью, требовательностью не только к себе, но и к учителям и учащимся. В тоже время была чутким и добрым человеком. Только дружный коллектив мог обеспечить беспрерывное занятие в школе. Учителя своими силами и с помощью учащихся ремонтировали школу, готовили топливо на зиму. Принимали активное участие в общественной жизни совхоза. Мы часто видели учителей на сцене, своими выступлениями они поддерживали сельчан в трудное военное время. работать в школе было трудно, так как во многих семья погибали отцы и братья. Дети оставались без кормильца, а по 4-3-2-1 сплошь и рядом. Люди испытывали не только голод, но и недостаток в одежде и обуви. Не было учебников и учебных принадлежностей. Людей угнетала нужда и голод. И здесь большую роль сыграло чуткое отношение педагогического коллектива к учащимся и их родителям. Жизнь показала, что горе сближает людей. У Софьи Даниловны тоже погиб муж в боях за Родину. Без отца остались две девочки, а сама она такая молодая - без мужа. Поэтому она хорошо понимала и женщин-вдов и детей-сирот. Всеми силами старалась чем-то помочь, кому словом, кому делом, чтобы облегчить страдание.
                              Ей суток не хватало, 
                             Чтобы успеть везде. 
                             Советы всем давала 
                             Стремясь помочь в беде 
                             Сама держалась стойко, 
                             Слезами горю не помочь, 
                             И как бы не было ей горько, 
                             Добра старалась делать больше. 
                             На каждый праздник,
                             Особенно под Новый год 
                             Вручали всем подарки, 
                             Пекли печенье, дарили просто бутерброд 
                             Вот, где являлось милосердие, 
                             И это помогало нам 
                             Всем матерям, сиротам-детям 
                             Учителя, спасибо вам! 
Не смотря на трудности,  работали учителя, учились школьники. А летом помогали совхозу косить сено, пасли совхозных овец, чистили и мазали базы и кошары. И надо отметить, что люди, переживавшие трудности во время войны отличались своей работоспособностью и чуткостью.   

1945 г

Окончилась война.

Только Никита Портфентьевич вернулся в нашу школу. Онищенко Михаил Иванович уехал работать по своей специальности (агроном) в Тарангульский совхоз. Раненным пришел с фронта старший пионервожатый, но работать остался ы Троицкой семилетней школе. Контуженными прибыли в свои семьи Лаптев Никита Иванович и Струков Николай Данилович. Пал на поле боя директор школы Онищенко Виталий Иванович и преподаватель русского языка и литературы Павел Андреевич Куценко. Вернулись и Мария Петровна с Прасковьей Савельевной. Но Мария Петровна осталась в городе Петропавловске, а Прасковья Савельевна уехала к своим родителям.

Погибли на фронте и наши ученики: Котляр Павлик, Индюк Петя, Браташ Гриша, Халай Иван, Замиралов Данил, Маханько Вася, маханько Боря.

О! Как же тяжело матерям,

Утратив сыновей таких,

Лишь только жизнь свою начав,

Расстались с нею в миг.

Тяжелораненого и контуженного встретила мать Зодорожнего Виктора -любимца класса, да и всей школы. Это был красивый, весёлый, стройный парень с сильным и красивым голосом. Как чудесно он пел. Несмотря на тяжёлые ранения, Виктор работал в торговле. Женился и вырастил трех сыновей и двух дочерей.

По окончании войны Софья Даниловна уехала на Украину. Её преемницей стала Екатерина Прокопьевна Котляр. Очень способная, справедливая, энергичная учительница, обладающая организаторскими способностями. Интересно вела уроки географии, пользовалась авторитетом у учащихся. Хорошо справлялась с обязанностями директора, но по семейным обстоятельствам передала директорство учителю математики Лошкаревой Марии Трофимовне.

Мария Трофимовна человек душевной доброты, трудолюбивая, всегда уравновешенная. Её любили учащиеся, учителя и сельчане. Но она тоже задержалась не долго, по семейным обстоятельствам уехала в Николаевку.

1946 год

В 1946 году демобилизовался из армии бывший директор Спасовской семилетней школы Пётр Семёнович Шкабура, который и был назначен приказом РОНО директором нашей Приишимской семилетней школы. 27 лет руководил Пётр Семёнович школой. С первых же дней была чётко распланирована вся учебно-воспитательная работа. Разъяснили цели и задачи каждому учителю. Работая по такому плану из года в год школа достигла не плохих результатов, как в учебной, так и в воспитательной работе. Пётр Семёнович успевал проконтролировать работу каждого учителя, руководителя кружка, пионерскую и комсомольскую работу, оказывая каждому соответствующую помощь.
        Я не могу назвать объекта,
       Где бы ни бывал директор:
       На сборах, вечерах, собраниях,
       Соревнованиях, кружках и заседаниях,
       Он раньше всех являлся в школу,
       Всегда последним уходил.
       Не каждый так работать сможет,
       Свою работу он любил.
       Авторитетом был в совхозе,
       Как педагог, как коммунист.
       Немало приносил он пользы.
       Предельно справедлив, морально чист. 
       Любовь к Отчизне прививал,
       Учил, как ею дорожить.
       Быть ленинцами призывал
       И честно Родине служить.
       Уж выросли ученики,
       И сами труженники все.
       Малы посты и велики,
       Кто в городе живёт, а кто в селе,
       Но трудится успешно каждый:
       На фабриках, заводах, пашнях,
       Границы зорко охраняют
       И школу никогда не забывают.
       Директор рад и учителя,
       Родители и земляки,
       Что не потрачен труд наш зря,
        Надежные у нас ученики.
        Все силы отданы народу
        И труд наградами отмечен.
        Ты многих научил работать
        Тебе мы благодарны вечно.
  В различных сферах хозяйства трудятся наши выпускники, но наибольшее их число - учителя. Это говорит о том, что педколлективу удалось привить любовь к этой профессии. В нашей школе работают наши выпускники. Они учились педагогическому мастерству у своих учителей. Многому можно было научиться  у  П.С.Шкубура, Е.П.Котляр, Я.А.Фрезе, В.А.Донченко, З.М.Донченко, В.Т.Попцовой, З.С.Поповой, Е.Ф.Смагиной, П.А.Медведевой, Н.Е.Кунициной, А.А.Петровой, Д.П.Куликова, Т.П.Куксиной и т.д.
           У всех этих учителей одна цель:
           Добиться прочных знаний,
           Примерной дисциплины,
           Чтоб дети подрастая
           Трудолюбивыми были.
Хорошим помощником педколлектива был бессменный завхоз Браташ Дмитрий Иванович, который следил за порядком в школе, как в собственном доме. Благодаря его честному труду  в школе  всегда было тепло, чисто, уютно. Все это создавало у учащихся хорошее настроение и способствовало стремлению к знаниям.
Неоценимый вклад внес в школу преподаватель химии и биологии, руководитель пришкольного участка Я.А.Фрезе. Это добрейший человек, исклительно честный, неутомимый труженник, любящий свою работу. В наш коллектив он влился в 1947 году и сразу же горяо взялся за работу. Много труда вложил Яков Аронович. Когда разрабатывал пришкольный участок возле саманного школьного здания.
        Ведь помнят люди стар и млад
        Как вокруг школы вырос сад.
        Трудились дети все с любовью
        Родители трудом довольны.
        Учил он школьников, как сеять,  
        Садить, полоть и удобрять.
        Познали множество растений
        Выращивали даже виноград. 
Контингент учащихся с каждым годом увеличивался, поэтому в 1955 году построили кирпичное типовое здание с 4 классными комнатами, 4 кабинетами, просторным коридором и раздевалкой. С тех пор школа стала средней. До этого времени наши 8-9-10 классники учились в Николаевской средней школе. Переселившись в новое здание сразу же был составлен план посадки школьного участка. А вспахан он был при строительстве школы. На участке имелся прекрасный цветник, полевой и овощной севооборот, плодовые деревья и кустарники. Учащиеся работали с большим желанием и интересом, потому как знали, что результаты труда будут хорошими. Они уже видели результаты своей работы при работе на старом участке.
        И постепенно сад расцвел,
        Как в сказке расцвели цветы.
        Участок дивной красоты
        Известен стал в районе,
        И помогал он каждой школе.
        Каких цветов здесь только нет,
        Пионы, гладиолусы и розы.
        Табак душистый распускается чуть свет,
        Бессмертники цветут в морозы.
        Как мать растит своё дитя,
        Так ты лелеял школьный сад.
        И низко кланялись тебе,
        Цветы, деревья, зерна на стебле.
        А в кабинете, как раю,
       Зимой растёт зеленый сад.
        Работу оценив твою,
        Тебе вручают множество наград.
        К тебе за опытом работы,
        Съезжались с области коллеги.
        Встречал ты их всегда с охотой,
        Зимой, весною, осенью и летом.
И как же было больно, когда в 1966 году сотрудники ОБЛОНО уговорили Яков Ароныча переехать в Мамлютскую санаторную школу.
       Будь счастлив, дорогой наш друг,
       Здоровья крепкого желаем.
       Ты всюду нужен людям,
        Мы это понимаем.
       За все тебя благодарим,
       Что сделал для народа,
       Гордимся именем твоим,
       Живи ты вечно, не подсчитывая годы.
Крупнел совхоз, рождались дети и в кирпичном здании учащиеся уже не вмещались. Поэтому в 1961 году рядом построили камышевое здание с 9 классными комнатами, 2 кабинетами и просторным коридором. С открытием средней школы к нам стали приезжать учащиеся в 8-10 классы с других сел. К тому же на фермах долгое время были только начальные школы. Возник вопрос о строительстве интерната. В 1959 году его построили напротив кирпичного здания, на 70 человек. Инициатором этих строек был директор совхоза А.В.Донченко. Намного облегчилась работа учителей, когда учащиеся с других ферм и сел стали жить в интернате. Меньше стало пропусков, повысилась успеваемость, учащиеся получили возможность участвовать в работе кружков, пионерской и комсомольской работе. Работа в интернате тоже поставлена хорошо. Она ни раз отмечалась в районе, области. Многие годы честно трудилась в нем В.М.Ткаченко. Вера Марковна умеет работатьс коллективом. Требовательна к подчиненным, учащимся и к себе. В интернате всегда поддерживался порядок. В помещениях тепло, уютно, все подобрано и оформлено со вкусом. Хорошо было налажено питание учащихся.

1973 год

В связи с болезнью Пётр Семёнович оставил работу директора. Некоторое время работал воспитателем в интернате, затем организатором по внеклассной и внешкольной работе. На должность директора был назначен Сандыбаев Майтан Маканович, который проработал в этой должности 8 лет.
За время его работы была сдана в эксплуатацию новая трехэтажная школа: новое оборудование, современная мебель, оснащение материально-технической базы.
Мы любим нашу школу-
Просторный светлый дом,
Где много дней веселых
Мы вместе проведем.
Благодаря умелому руководству школы при дружной поддержке учительского коллектива школа добивалась высокой успеваемости и хороших показателей по воспитательной работе. Наша пионерская дружина часто отличалась правофланговой, особенно когда пионерважатой работала Сапожникова Любовь Дмитриевна. Большую работу проводила комсомольская организация. Призовые места занимала художественная самодеятельность, которой руководили такие умелые учителя, как Караева Н.В., Касьянова В.И., Куксина Т.Т. Ни раз привозили кубки наши спортсмены, которых готовили такие физруки как Бралин Т.Б., Балашов П.П, Куликов Д.П.
Помнят наши выпускники кабинет по трудовому обучению и занятия в нем, связыая программный материал с жизнью, учащиеся изготавливали необходимые детали для совхозной мастерской. А.С.Черненко настойчиво прививал учащимся трудолюбие, требовал аккуратности и точности в работе каждого ученика. Наш кабинет по трудовому обучению служил примером в районе и области. Мнигое годы работала в школьной библиотеке Черненко Анна Филоретовна. Она руководила внеклассным чтением, проводила читательские конференции и диспуты с помощью учителей.
Интересно велись уроки физики учителем Байгутдиновым Хафиз Жанобаевичем. Он отлично оборудовал кабинет и давал учащимся прочные знания.
Хорошо была поставлена работа с родителями. Систематически работал родительский всеобуч. Регулярно и интересно проводились родительские собрания. Часто учителя проводили собрания на фермах.
С желанием и интересом приходили учащиеся на уроки домоводства и на занятия кружка "Умелые ручки" к учителям Донченко З.М., Смагиной Е.Ф, Луговой Л.Ж., Медведевой Л.М. На этих уроках девочки учились готовить пищу, кроить, шить, вязать.На занятиях кружка школьницы шили игрушки, делали поделки, которые ежегодно отправлялись на выставку и отмечались грамотами.
Была построена теплица, работой в которой руководила Пугач Л.С, позже Капранова Т.И.
На праздники, вечера, уроки приглашались передовики производства. Некоторые классы вели переписку с другими школами страны.
Основа знаний закладывается в начальных классах. И как важно, что там работали люди, которые любят детей и любят свою работу. Причем у каждого учителя свои склонности и увлечения. Так, например Слесаренко М.Н., позднее Ярославцева В.В. очень умело проводили уроки и внеклассную работу по трудовому обучению. Н.А.Караева, Е.П.Котляр, П.А.Медведева, М.П.Яковлева большое внимание уделяли художественной самодеятельности. Попова Зинаида Степановна всегда умела добиваться в классе сознательной дисциплины, воспитывала у учащихся чуткость и доброту, потому что сама обладала такими качествами характера Все учителя начальных классов много работали индивидуально с каждым учеником. Их опыт изучался на методических секциях, педсоветах. Многие учителя начальных классов являются "Отличниками Казахской ССР". 

1981 год

Директор школы — Базарбеков Амангельды Камалеевич. Эту страницу истории можно назвать этапом интенсивного развития школы:

  • активная деятельность партийной организации (Куликов Д.П.); пионерской и комсомольской организаций (Куликова Н.Д., Медведева Л.М., Литвиненко В.А.);
  • передовые позиции пришкольно-опытного участка (Капранова Т.И.);
  • обобщение опыта работы пришкольного интерната (Ткаченко В.М.);
  • работа КМО; обмен опытом работы пропагандиста, учителя истории Ботаева С.Б. в областном ИУУ;
  • призовые места в олимпиадах (биология-Капранова Т.И., юный поэт — Ботаева А.И., математика - Петрова А.А, история — Ботаев С.Б.);
  • организация работы производственной бригады «Атлант», республиканский слёт;
  • обобщение в области опыта ученического самоуправления (организатор Ботаева А.И.);
  • работа учителей: Капрановой Т.И, Ботаевой А.И. «на доверии» (ученики без вступительных экзаменов поступали в пед.институт);
  • призовые места в смотрах художественной самодеятельности (Куликова Н.Д., Сапожникова Л.Д., Ботаева А.И., Медведева Л.М.);
  • выступление агитбригады школы (Литвиненко В.А.);
  • активизация военно-патриотической и спортивной работы (месячники, игры «Зарница», «Орлёнок», смотр строя и песни (Куликов Д.П.);
  • лучший учитель 1990 года (Ботаева А.И.).

В течение ряда лет при проведении итогов работы школ за год Приишимская средняя школа занимала первые места и неоднократно ей вручали переходящее знамя победителя.

1994 год

Директор школы — Ботаев Сагат Ботанович. В трудное для образования время ему приходилось преодолевать сложности финансового плана. Коллектив педагогов помнит открытие музея им.Зейнел — Габи Иманбаева, писателя-земляка. В это время уделялось время и работе над инновационными направлениями, приглашались преподаватели ИУУ для проведения цикла семинаров в школе.
     

Он самый главный человек, 
Болеет всей душой 
За свое дело, дом второй, 
Позабыв покой. 

И дорог каждый уголок, 
Каждый коридор. 
Он знает всех по именам, 
Помнит всех в лицо. 

Он и учитель – каждому 
Мудрый даст совет. 
В запутанной задаче 
Всегда найдет ответ. 

Он и психолог – разберет, 
Кто прав и виноват. 
Направит в русло нужное 
Энергию ребят. 

Он и начальник - справедлив, 
Умерит чей-то пыл. 
Ему под силу управлять 
Процессом непростым. 

1995 год

Директор школы — Капранов Пётр Павлович.

Школы были поставлены в трудное положение: самовыживаемость и самообеспечение — стали основными направляющими принципами работы. Наша школы не была исключением. Было время когда приходилось заниматься в одной половине школы, так как необходимо было сохранить школу в труднейших финансовых условиях. В это время было все наоборот: дети сидели в классах, а учителя ходили по классам. Для того, чтобы отапливать школу, силами учителей и родителей заготавливались дрова. В зимний период учащиеся приносили на уроки свечки (кто-то далале её из картошки), так как по утрам было темно и отключали свет.

Но школа жила и работала:

  • подтверждение высшей категории — 7 учителей, 1 категории — 3 учителя;
  • призовые места пришкольного участка (Капранова Т.И);
  • трудовая производственная деятельность учащихся (строительные звенья);
  • создание детско-юношеской организации «Атамекен»;
  • победитель конкурса «Педагог — 99» (Куликова Н.Д.).

Школу мы любим,

Гордимся ею всегда.

Учителя и дети

Творят здесь чудеса.

2001 год

Директор школы — Исламов Мендыбай Бабаханович.

Впервые в нашей школе появись современные компьютеры. Коллектив поплняется молодыми специалистами-выпускниками школы: Ярославцева Т.В. (русский язык и литература), Хайрутдинова Н.Х.( информатика), Умурзакова С.С.(английский язык).

Нахлынули штормом на школу реформы

И всем, как известно, стало жить интересно!

Дети зачеты сдают как по нотам

А в педколлективе без всякой причины

Повысился уровень адреналина.

2003 год

Директор школы — Паршина Татьяна Анатольевна.

Активизация учебно-воспитательного процесса. Создание благоприятного морально-психологического климата. Укрепление материально-технической базы школы. Призовые места в спортивных соревнованиях в районе и в области. Активное участие учителей и учащихся в семинарах, конкурсах, олимпиадах. Высокая оценка работы пришкольного участка. Организовано отличное горячее питание, за счет пришкольного участка, эстетически оформлена столовая. Расширение связи и сотрудничества с местными органами власти и ТОО «Агросевер».

Основой любого творческого педагогического коллектива является качественный состав учителей. В Приишимской средней школе работает 25 учителей, из них имеют высшую категорию 8, первую — 5, вторую — 2, что составляет 60%. Стало хорошей традицией после окончания школы и высших учебных заведений возвращаться в свою родную школу, 19 учителей — выпускники Приишимской средней школы. Это позволяет сохранить и развивать дальше прекрасные традиции школьного коллектива.